Что такое франшиза и какие они бывают?

Начинать бизнес с нуля – это всегда очень сложно, потому что надо учитывать массу особенностей, преодолевать кучу проблем и трудностей, быть специалистом в нескольких направлениях. И самое главное – придется вложить достаточно большую сумму, при этом не зная, окупится все или нет.

Есть и более удобный вариант – воспользоваться современной моделью бизнеса и купить франшизу. Это намного проще и быстрее, чем строить компанию самостоятельно. Что же такое франшиза? Чем она отличается и в чем особенности франшизы?

Франшиза – что это простыми словами

С франшизами мы сталкиваемся каждый день – небольшие магазинчики одной сети, которые стоят возле каждого дома, кофейни по городу, сети быстрого питания и множество другого.

Франшиза – это коммерческий договор, согласно которому одна сторона (франчайзи) покупает у другой стороны (франчайзер) право использования комплекса благ для ведения собственного бизнеса. Договор оформляется в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности. 

Чтобы понять, как работает франшиза, можно разобрать простой пример. Очень часто в последнее время в больших городах начали открывать кофейни во дворах под одним брендом. Например, есть компания “Сладкий кофе”. Первый владелец открыл кофейню в центре города, нашел поставщиков, сделал оригинальный стиль помещения, придумал оригинальные рецепты кофе… Бизнес начал развиваться и становился все более прибыльным. Теперь можно и расширятся, чтобы заработать еще больше. Но вот проблема в том, что не всегда хочется снова вкладывать деньги и заниматься этим самостоятельно. Поэтому владелец кофейни оформляет франшизу и начинает продавать права на использование бренда, открытие нового предприятия.

Франчайзер продает права за определенную сумму и на определенных условиях, предоставляет рецепты, помогает с оформлением, рекламой, дает контакты поставщиков, а франчайзи – открывает компанию, руководит предприятием и занимается другими задачами по управлению. Все в плюсе – владелец первой компании расширяет бизнес, получает доход при минимальных затратах, а тот, кто купил франшизу уже имеет популярный бизнес и существенную помощь в запуске бизнеса.

Это и есть франшиза – одна из наиболее удобных схем для запуска бизнеса.

Преимущества и недостатки франшизы

Как и в любой другой модели ведения бизнесу, а франшизы есть как плюсы, так и минусы. Среди основных достоинств франшизы можно отметить:

  • для франчайзера – это отличная возможность быстро получить доход;
  • можно расширить бизнес или бренд, при этом не прикладывая слишком много усилий;
  • франчайзи покупает уже готовый, налаженный бизнес, с поставщиками и информацией по работе;
  • есть доступ к готовой бизнес-модели, которая уже приносит доход и точно не будет убыточной;
  • бизнес намного быстрее “раскручивается”, потому что уже есть база в виде популярной компании;
  • не нужно особенно заниматься рекламой и повышением узнаваемости, потому что первая компания от франчайзера уже позаботилась об этом;
  • очень минимальный шанс провала бизнеса (намного меньше, чем в любой другой схеме запуска компании).

Но есть также и ряд минусов, которые надо знать перед покупкой франшизы. Самое главное – как ни работай, но франшиза все равно останется франшизой. Бизнес не перейдет в другие руки, а франчайзи не сможет владеть оригинальным брендом, а только развивать и получать больше прибыли от предприятия под франшизой на условиях договора. В будущем можно, конечно, закрыть эту компанию и с новым опытом заняться только своим бизнесом, но при работе с франшизой это невозможно.

Также надо помнить, что каждый договор разный. В некоторых прописано, что нужно заплатить только основную сумму на покупку, другие же требуют выплаты дополнительной суммы. В зависимости от условий, франчайзер также имеет определенный уровень контроля над франшизой. Например, франчайзи купил кофейню, но решил также продавать там десерты. Если в оригинальной компании и по условиях договора этого не прописано, то руководитель может запретить такие решения.

Кроме того, стоимость некоторых (особенно самых популярных и прибыльных) франшиз бывает очень высокой, не говоря уже о специфических требованиях. Например, купить франшизу МакДональдса могли только те, кто живет в непосредственной близости от планируемого места открытия компании. Цена по условиях договора выплачивалась в несколько этапов, но даже так первоначальный взнос был настолько высоким, что только самые опытные бизнесмены могли ее себе позволить. А срок полного возврата инвестиций (окупаемости) составляет больше года, что считается хорошим показателем.

Как итог, можно сказать, что франшиза – это отличный вариант для запуска всего бизнеса, особенно начинающим предпринимателям. Плюсов тут намного больше,чем минусов, поэтому при тщательном выборе франшизы и усердии в работе, можно уже в ближайшее время получать доход.

Назад