Что такое краудфандинг

Термин краудфандинг (crowdfunding) можно перевести, как «общественное финансирование» (crowd – толпа, funding – финансирование). Те, кто активно пользуется ЮТубом, наверняка, слышали о донатах (добровольных пожертвованиях стримеру) – это и есть краудфандинг, но, в гораздо меньших размерах.

Движение краудфандинга зародилось в Интернете в конце нулевых – начале десятых годов. Цель краудфандинга – сбор добровольных пожертвований на реализацию той или иной идеи. Суть работы краудфандинга предельно проста. Кому-то в голову приходит интересная идея, на реализацию которой у автора нет необходимой суммы средств. Реципиент делится своей идеей на краудфандинговой площадке, составляет и публикует свой бизнес-план, при помощи которого пытается привлечь инвесторов (доноров). Если автору проекта повезет, он может собрать необходимую сумму средств и попытаться реализовать на практике задуманное.

Как составить бизнес-план

После того, как у автора идеи созрел в голове план, он должен изложить его на бумаге, провести полную калькуляцию, определить конечную сумму, необходимую для реализации своих замыслов. Готовый бизенс-план публикуется на одном из краундфандинговых сайтов. Автор идеи оговаривает условия, на которых производится финансирование. Это могут быть безвозмездные пожертвования, долевое финансирование от будущей прибыли, нематериальные виды благодарности.

Публикуемый бизнес-план не должен нарушать законов той страны, где будет реализовываться план. Все денежные транзакции находятся в открытом доступе, собранные деньги могут быть использованы только по целевому назначению.

Все краудфандинговые проекты можно разделить на два вида: коммерческие и не коммерческие. Финансирование коммерческих проектов, как правило, производится через венчурные инвестиции. Некоммерческие проекты априори не подразумевают каких-либо возвратов поступивших денежных средств. Как правило, авторы некоммерческих проектов «расплачиваются» со своими донорами рекламной продукцией.

Виды краундфандингового финансирования

  • Пан или пропал – если в отведенный период нужная сумма на проект не была собрана, поступившие деньги возвращаются донорам.
  • Классический вариант подразумевает перечисление всей собранной суммы автору проекта, за вычетом комиссии площадки, вне зависимости от собранной суммы.
  • Постоянное финансирование осуществляется на всем протяжении реализации проекта, и прекращается лишь после того, как проект не будет реализован или закрыт.
  • Рубикон – автор идеи получает деньги после того, как на проект поступит определенный процент от всей суммы.
  • Аукцион – автор идеи выставляет ее на продажу, которая проводится по правилам аукциона, инвесторы предлагают свою цену.

Краудфандинговые площадки

Самые известные мировые краудфандинговые площадки – Kikstarter и IndieGoGo, через которые осуществляется финансирование многочисленных проектов. Комиссия на этих площадках составляет 5% от собранной суммы.

В Украине работают две площадки – Спільнокошт (комиссия 10%) работает с социальными проектами; Na starte (комиссия 8%) в основном работает с коммерческими проектами.

Назад